Приручила Жар-птицу, подружилась со львом

Мир увлечений жительницы района

«Влюбилась», – не задумываясь отвечает Ирина КИЛУНОВА на вопрос о том, как она, городская девчонка, с отличием окончившая институт, приехала в село и связала с ним теперь уже большую часть жизни.

Формула счастья
Ирина Ивановна и её будущий муж Владимир Константинович познакомились будучи абитуриентами Новосибирского кооперативного института. Она родом из Кургана, он из Красномыльского. Теперь, вспоминая тот самый вступительный экзамен и ту самую химическую формулу, которая вылетела из головы Владимира так основательно, что пришлось просить помощи у приглянувшейся девушки, супруги Килуновы считают – тогда-то элементы их судеб уже и сложились в формулу будущего семейного счастья.
Сегодня для Ирины Ивановны и Владимира Константиновича оно состоит из семей их сыновей Евгения и Дмитрия, четверых внучат, уютного дома, ощущения полного комфорта от жизни в ставшем родным Маслянском (здесь, после нескольких переездов они осели порядка трёх десятков лет назад) и, конечно, любимых занятий. Наконец, после выхода на заслуженный отдых и для увлечений появилось время!
Глава семейства обзавёлся пасекой, число семей в которой доходит, порой, и до четырёх десятков, а супруга увлеклась декоративно-прикладным творчеством.

И круглый год весна
– Началось всё с соломки. Вот этот цветок – самое первое моё изделие, – демонстрирует Ирина Ивановна небольшую картину с одинокой золотистой ромашкой.
Собственно, с таким видом техники, как изготовление картин из соломки, И.И. Килунова познакомилась благодаря мужу. Он подарил ей книгу известной шадринской мастерицы Галины Булыгиной, где были изложены все основы, которые необходимо знать, чтобы создавать панно из хрупкого, но очень красивого материала.
Дело пошло. Соломка, становясь всё более послушной в руках мастера, превращалась то в сияющий куполами храм, то в шикарный букет с пышными бутонами, то в знакомый зауральскому взору пейзаж, то в рассекающий мор­ские волны корабль. Сейчас все эти виды, занявшие свои места в рамочках, украшают гостиную в доме Килуновых.
Ещё одна галерея, демонстрирующая следующую ступень в творчестве Ирины Ивановны, разместилась в другой комнате. Буйство красок! Цветы из атласных лент выглядят настолько живо, что, кажется, вот-вот наполнят всё окружающее пространство своим ароматом. Ромашки и васильки гармонично устроились в букет с пшеничными колосками, ландыши – с анютиными глазками, колокольчики – с маками, вот паучок спускается на тоненькой паутинке с ветки рябины, а вот и сирень, что в любое время года напоминает о весне. Кстати, вышивать цветы этого кустарника, по мнению Ирины Килуновой, довольно сложно. Каждый бутончик нужно сначала отдельно сшить, а уже потом пристроить к общей композиции.
Красота! Хотя и этот вид художественного рукоделия сельская мастерица, освоив достаточно профессионально, пока отложила. Сегодня в творческой повестке Ирины Ивановны – изготовление картин в технике пейп-арт, что в переводе означает бумажное искусство.

В творческом дуэте
Хотя и к нему И.И. Килунова переметнулась от вышивки лентами не сразу. Сначала освоила джутовую филигрань – создание из шпагата или шнура (джута) ажурных картин, салфеток, шкатулок. Из джута для своего дома сделала она даже фигурные накладки для обрамления выключателей. Оригинально.
– В такой технике, как и в других, конечно, есть свои тонкости. Например, каждый узор, каждая линия непременно должны соединяться с чем-то, иначе всё распадётся, – отмечает рукодельница.
А вообще работать с джутом интересно и достаточно просто – технология немудрёная, хотя без сноровки и усидчивости, конечно, никуда.
– На ровное основание кладём трафарет выбранного рисунка, закрываем плёнкой и начинаем выводить узоры будущей картины жгутом, предварительно хорошо обработанным клеем. Я использую «Титан». А когда весь рисунок готов, необходимо закрепить его ПВА и дать хорошо просохнуть. От плёнки готовое изделие отойдёт хорошо, останется только убрать излишки клея. Я делаю это выжигателем, – рассказывает Ирина Ивановна.
Так появились в доме Килуновых лошадь и петух, рыбка и косуля, а ещё Жар-птицы – сразу две. Все выполнены в технике джутовой филиграни и помещены Владимиром Константиновичем в рамки. На завершающем этапе без помощи супруга мастерице никуда. Именно он наращивает рамки, чтобы картины сохраняли свой объём и долго радовали хозяев и гостей.
Теперь, уже упоминалось чуть выше, главе творческого семейства всё чаще приходится «загонять» в рамки бумажных животных. Хотя в то, что изготовлены они именно из бумаги, глядя на отливающих металлом павлинов, львов, медведей и других представителей фауны, верится не сразу.
Чудеса бумажной «чеканки»
Знакомство с техникой пейп-арт Ирина Килунова начала с простых работ, училась декорированию жгутиками из салфеток. Потом захотелось чего-то более сложного, чтобы картины были объёмными, живыми. Идею подал интернет, а, точнее, информация о канадском художнике Кэлвине Николлсе, который создаёт скульптуры из бумаги не только в миниатюре, но и в натуральную величину животных.
– Мне же хотелось, чтобы картины были более плотные, чтобы за ними можно было ухаживать и долго хранить. Вроде получилось, – окидывает взглядом экспозицию И.И. Килунова.
Получилось, не то слово! Ещё больше удивляешься такой красоте, когда знаешь, что состоит она не из металла, а из салфеток, нескольких слоёв туалетной бумаги, крафт-картона (именно он даёт работам объём) и вообще всего, что под руку попадётся. Вот, например, ствол дерева из настоящей коры, крона – из веточек. Работа, конечно, кропотливая, но и результат того стоит – пёрышки, шёрстка – всё до того тоненькое, как настоящее!
– После того, как фигура животного уже готова, приступаю к её «оживлению», тонкими полосками нарезаю бумагу, расстригаю её края настолько тонко, насколько это возможно и ряд за рядом приклеиваю. Уже после полного высыхания покрываю картину чёрной краской, а потом высвечиваю краской под серебро. На изготовление одной картины уходит, в среднем, по неделе, – рассказывает Ирина Ивановна.
Но и это ещё не всё! Есть в творческом арсенале жительницы Маслянского и несколько работ в технике стимпанк. Вот уж, правда, безотходное производство. Бабочка, стрекоза, рак, сова выполнены из болтиков и гаечек, ключей и камушков, гороха и макаронных изделий. Очень стильно! Думаю, подобными картинами с удовольствием украсили бы свои дома многие. Только мастерица свои изделия не продаёт – это её неуклонная позиция. А вот дарит она картины свои родным и друзьям с большим удовольствием, ровно как и слагает стихи: о природе, о родном селе, о человеческих взаимоотношениях и о любви, конечно. Без неё ведь ни жить, ни творить невозможно.
Анастасия СОЛОВЬЁВА.
Фото автора. 

Комментарии

Все новости рубрики Культура