Фразу «Как быстро летит время...» приходится не только часто слышать от окружающих, но и нередко прокручивать в своих мыслях. Казалось бы, только вчера во время своей первой журналистской поездки в Красную Звезду я наблюдала, как юный Никита Савельев участвует в соревнованиях в школьном спортзале, а сегодня музыка его авторства звучит в популярных фильмах и сериалах. О творчестве, музыке, кино беседуем с нашим земляком, уроженцем Красной Звезды, а ныне жителем Москвы, кинокомпозитором Никитой Савельевым.
– Никита, шадринцы знают Вас как талантливого гитариста. Расскажите, с чего начался Ваш интерес к музыке, и как Вы
росли в этом направлении?
– Я родился в музыкальной семье. Мой папа Станислав Павлович – замечательный гитарист, педагог, сейчас директор Шадринской детской музыкальной школы. Мама Татьяна Михайловна прекрасно поёт. Именно родители привили мне любовь к музыке, причём к разным её жанрам. К тому же у нас дома часто гостили именитые музыканты. Папа их приглашал на концерты, которые организовывал. Я общался с этими людьми и, сам того не осознавая, впитывал всё, что они говорили.
При всём этом папа не хотел, чтобы я связал свою жизнь и профессию с музыкой. Но случилось вот что. Когда я учился в четвёртом классе, к нам в класс пришла директор Краснозвездинской музыкальной школы Любовь Петровна Штоль и рассказала, что открылся класс гитары, а преподаёт там Станислав Павлович Савельев. Так я попал в музыкальную школу, и с того момента началось моё полное
погружение в мир музыки.
После окончания Краснозвездинской музыкальной школы ещё год я обучался в Шадринской музыкальной школе, уже целенаправленно готовился к поступлению в вуз.
– Можно сказать, что родиться бесталанным у Вас шансов не было. Но ведь были и все возможности этот талант развить?
– Да, но всё же я считаю, что талант это только фора на начальном этапе пути. Всё-таки большая часть успеха зависит от самого человека, его стараний. В этом я убедился и при моём поступлении в Казанский федеральный университет.
– Почему именно в этот вуз?
– Эта цель возникла, когда я учился в 10 классе и принимал участие в международном конкурсе «Виртуозы гитары» в Санкт-Петербурге. К тому времени из классического гитариста я переквалифицировался в эстрадного, перешёл на акустическую гитару и осваивал технику фингерстайл.
На конкурсе мы познакомились с широко известным, признанным гитаристом Данисом Щербаковым. Он как раз преподавал в Казанском университете и предложил поступать к нему. Так что я целе-
направленно готовился, чтобы стать студентом именно этого вуза.
И я, и моя супруга Надежда окончили институт филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета, а после там же магистратуру по направлению «менеджмент в сфере искусства и образования».
Фингерстайл –
техника игры на гитаре, при которой один гитарист ведёт одновременно партии соло, ритм и бас. Это позволяет исполнителю создать впечатление нескольких одновременно звучащих инструментов.
– Никита, Вы участвовали в популярном шоу «Голос» на «Первом» канале. Что дал Вам этот опыт?
– Сразу скажу, что моё выступление на этом шоу было не совсем удачным. Тем не менее, я получил колоссальный опыт. Я научился падать. Уметь падать – это как раз один из моих жизненных принципов. Нельзя быть легковесным, ни в коем случае нельзя бросать своё дело, если вдруг что-то не получилось, надо идти до конца.
Да, мне где-то два месяца после «Голоса» было очень тяжело, потому что я сделал не то, что хотел, и это видела вся страна. Зато я понял, что невозможно нравиться всем, что не всё даётся просто. Думаю, после этого я повзрослел как личность.
– Вы – правнук Героя Соцтруда Григория Михайловича Ефремова. И у нас в Зауралье есть такое понятие как «ефремовский характер», как Вы думаете, он у Вас есть?
– Мне бы хотелось так думать. И от Ефремовых, и от Савельевых я взял многое. Те и другие – это люди с тяжёлым, но сильным характером. Думаю, во мне как раз есть такие наследственные черты как требовательность к себе и окружающим, честность, пунктуальность.
– Наверняка, все эти качества помогают Вам в Вашей профессии. Вы – кинокомпозитор. Расскажите об этой профессии. Какими качествами надо обладать кинокомпозитору?
– Это очень сложная профессия. И с точки зрения организации работы, и с точки зрения того, что кинокомпозитор должен знать и уметь. Музыка для кино это не только музыка, но и кино. Потому человек должен не только уметь писать музыку, отучившись, например, в консерватории, но и очень хорошо разбираться в кинематографе, в драматургии, чувствовать жанр, стилистику, понимать, где музыка должна начинаться, а где заканчиваться. В кино музыка подчиняется фильму, она должна помочь рассказать историю.
У кинокомпозитора далеко не всегда есть возможность писать живых музыкантов, и в этом тоже есть свои особенности. В этом случае музыка пишется на компьютере. При этом нужно сделать так, чтобы она дышала, была живой. А для этого важно уметь правильно автоматизировать и программировать музыку. Кинокомпозитору также необходимо её оркестровывать, оранжировывать, сводить. Всё это очень сложные процессы, которым нужно достаточно долго учиться.
– Как Вы взаимодействуете с авторами фильма?
– Прежде всего, с кинокомпозитором работает режиссёр. Для того, чтобы начать работу, смотрим фильм, если речь идёт о сериале – хотя бы первую серию. Необходимо понять, о чём это кино, как его видит режиссёр, какую музыку он представляет. Всё это обсуждается.
Затем кинокомпозитор пишет небольшую сюиту на 2-3 минуты, отправляет её на согласование режиссёру. Если её утверждают, пишется уже вся музыка. Причём, хорошо, если монтаж фильма уже близок к финальному, есть понимание, где музыка должна начаться, а где закончиться. Здорово, если на месте все шумы, это тоже важно для понимания всей картины.
После музыка снова согласовывается с режиссёром, он высказывает свои замечания. Бывает и так, что композитор доказывает свою точку зрения, что лучше всё оставить, как он задумал. То есть это тоже довольно сложный рабочий процесс.
Когда всё уже утверждено, за дело принимается зукорежиссёр перезаписи. Он сводит все звуки, шумы, музыку будущего кино.
– Назовите фильмы, музыку к которым Вы писали. Наверняка, наши читатели знают некоторые из них.
– Думаю, многие видели сериалы «Тётя Марта», «Гости из прошлого» на телеканале «СТС». Также в числе моих работ музыка к сериалам «Волшебный участок», «Тест на беременность» – третий сезон. Много проектов было на «Первом» канале, «Россия», «ТНТ».
– Есть у Вас и собственные проекты – «MOST FILM MUSIC» и «MOST FILM MUSIC PRODUCKTION». Расскажите о них подробнее.
– «MOST FILM MUSIC» – это частная компания по производству музыки для кино и телевидения. У неё два директора – я и мой коллега Дмитрий Балакин. У нашей компании уже есть имя, её знают, работая с нами, наши заказчики уверены в результате. В то же время наш бренд помогает расти и развиваться начинающим композиторам.
Мы берём молодых, талантливых композиторов, стараемся создать для них максимально хорошие условия. Таким образом, растут и они, и наша команда. А это позволяет работать над достаточно крупными проектами: сериалами, полнометражными фильмами, «мувиками» – мини-сериалами, чаще всего четырёх-серийными.
«MOST FILM MUSIC PRODUCKTION» – это музыкальный лейбл. Мы продюсируем песни. Причём у нас есть большой проект, который мы ведём, что называется, с нуля. Это проект «YaNaYa», в котором наша команда: Дмитрий Балакин, я и Анастасия Артемьева – сестра моей супруги и талантливая артистка, создаём песенный материал, который нравится нам. Чаще это композиции в стиле инди-поп.
В 2025 году планируем выпустить шоу, где будем встречаться с интересными людьми. Следить за нами можно в сообществе «ВКонтакте» и в нашем телеграм-канале.
Музыкальный лейбл – компания, работающая на музыкальном рынке, которая занимается производством, записью, распространением и продвижением музыкальной продукции.
– Никита, а существует ли лично для Вас понятие профдеформации? Можете ли Вы просто смотреть фильм, не обращая внимания на звучащую в нём музыку?
– Я думаю, профдеформация есть у представителей любой профессии. Я, как композитор, обращаю внимание не только на музыку, но и на монтаж фильма, на операторские решения.
К примеру, когда на экране крупным планом взято лицо, музыка звучит более аккуратная. И наоборот, чем больше всего мы видим в кадре, тем более глобальную и мощную музыку мы слышим. Постоянно обращаю внимание на какие-то детали. Бывает, смотришь и думаешь: «А я бы сделал не так», а иногда понимаешь, что всё сделано не правильно, но это так классно работает!
Хотя есть настолько крутое кино, такие прекрасные артисты, что я отключаюсь, даже если хочу сосредоточиться.
– Любая творческая профессия – это про «отдавать». Но отдавая, надо и наполняться. Где Вы черпаете вдохновение?
– Да, «топливом» извне надо «заправляться» постоянно, потому что внутренние ресурсы рано или поздно заканчиваются. Для меня то, чем я сегодня занимаюсь – дело всей жизни. Я всегда хотел писать музыку. Для этого, безусловно, важно вдохновение. В то же время, для меня это работа. И такие слова как «нет вдохновения», «не посетила муза» для меня отговорки. Когда ты пишешь музыку, причём пишешь много, ты можешь делать это в любой момент времени.
А «топливо» я черпаю, в основном, из литературы, кинематографа, спорта, тех вещей, которые мне нравятся. Например, моя давняя страсть – это футбол, я не могу его не смотреть. Мы с женой очень любим ходить пешком, гулять, стараемся делать это часто.
А вообще вдохновляюсь самой жизнью, уж очень она мне нравится.
– Благодарю за беседу!
Анастасия СОЛОВЬЁВА.
Комментарии